Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОДДУБЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
57, С. 35 опубликовано: 25 июля 2024г.


ПОДДУБЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Поддубецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Поровская ц. с. Поддубцы Лучкого р-на)
Поддубецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Поровская ц. с. Поддубцы Лучкого р-на)

Поддубецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Поровская ц. с. Поддубцы Лучкого р-на)
Чудотворная, почитается как одна из святынь Волынской земли наравне с Белостокской иконой Божией Матери. П. и. находится в Покровской ц. (1745) с. Поддубцы Луцкого р-на, Украина. Прерванное советским временем почитание иконы было восстановлено в 1998 г., при настоятеле Покровской ц. прот. Николае Лафете. Празднование П. и. совершается 12 июля соборным служением священства. В связи с тем, что территория Луцкого р-на с 1921 по 1939 г. входила в состав Польши, документы, связанные с историей почитания П. и., были переданы в Центральный архив в Варшаве.

П. и. относится к традиц. типу Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Богоматерь в мафории и тунике, держит на левой руке Младенца Христа. Ее правая рука находится чуть ниже уровня груди, кисть левой руки, на к-рой сидит Богомладенец, почти полностью видна из-под края мафория. Характерной особенностью изображения Богоматери на П. и. является значительный наклон Ее головы к Сыну, в то время как взгляд обращен в левую сторону. Младенец сидит очень прямо, в пышной препоясанной рубашечке, пояс по центру имеет характерный узел с бантом. Левая рука Спасителя, с прямыми, сложенными вместе пальчиками, опущена вниз до колена. Правая рука, с двуперстным благословением, сильно вытянута вперед. Голова написана в 3/4-ном повороте вправо, взгляд направлен на молящегося. В наст. время образ украшен чеканным окладом (фон не закрыт), состоящим из ризы, венцов и корон с многочисленными кастами с разноцветными камнями.

Иконы этого иконографического типа имели широкое распространение на укр. и белорус. землях, где наиболее часто встречаются 2 варианта извода: в 1-м - благословляющая десница Младенца - перед грудью (Песчанская, Святогорская иконы Божией Матери), во 2-м (как на П. и.) - вытянута вперед (Ильинская Черниговская, Белостокская, Уневская иконы Божией Матери).

По иконографии к П. и. наиболее близка чудотворная Теребовлянская икона Божией Матери 2-й пол. XVII в. из Теребовли (Тернопольская обл., Украина). Иконографически идентичной, вплоть до черт лика Богоматери, является чудотворная икона Божией Матери XVII в. из с. Погони (Тысменицкий р-н Ивано-Франковская обл., Украина).

Лит.:Рожко В. Є. Чудотворнi iкони Волинi i Полiсся: Iст.-краєзнавчий нарис. Луцьк, 20022. С. 352; Драбчук I. В. Чудотворнi iкони Прикарпаття: (Iст. образки). Iвано-Франкiвськ, 2003; Патiйчук В. Особливостi розвитку релiгiйно-паломницького туризму у Волинськiй обл. // Наук. вiсник Схiдноєвропейського нац. ун-ту. Сер.: Геогр. науки. Луцьк, 2016. № 14(339). С. 72-78; Чудотворнi iкони / Уклад.: I. Баран. Львiв, 2009.
И. В. Злотникова